Описание проекта
Проект направлен на развитие потенциала опорных школ через внедрение лучших методов преподавания, обновление материально-технической базы и создание условий для профессионального роста педагогов. Основная цель — повышение качества образования в сельских школах и превращение их в ресурсные центры для близлежащих малокомплектных школ.
Проект реализуется совместно с Министерством просвещения РК при финансовой поддержке ОФ «Қазақстан халқына» и методологической поддержке АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Школы для участия в проекте выбираются с учетом логистики, кадрового обеспечения (не менее 90%) и численности учащихся (более 300 человек).
Каждая школа проходит диагностику качества образования, инвентаризацию материальной базы и анализ профессиональных потребностей педагогов. На основе результатов формируется план развития, включающий: обучение и стажировку педагогов, обновление материальной базы и методологическую поддержку на протяжении 3 лет.
Школы получают современные кабинеты физики, химии, биологии, информатики, STEM-лаборатории, инженерные мастерские, кабинеты робототехники и программирования, а также телестудии и творческие мастерские. Это создает условия для научных исследований, проектной деятельности и развития у детей критического, системного и инженерного мышления.
С 2022 по 2024 год модернизировано 135 школ (4665 кабинетов). В 2025 году в проект войдут еще 56 школ (1935 кабинетов). Всего сеть опорных школ составит 191 школу с 6600 обновленными кабинетами. Общий объем привлеченных социальных инвестиций составляет 47,75 млрд тенге.
Благодаря проекту обучено 6 тыс. педагогов, проведено более 3 тыс. методических мероприятий, подготовлено 104 тыс. отчетов независимого мониторинга знаний учащихся. Это создает устойчивую основу для развития образования и раскрытия потенциала детей.
Технологии, использованные в проекте:
Технологии, использованные в проекте:
Проект включает использование современных образовательных технологий для создания передовой учебной среды.
1. Инструменты на основе ИИ:
• Платформа Roqed, интегрированная в некоторые школы, использует ИИ для автоматического создания планов уроков и интерактивных образовательных материалов, что помогает учителям оптимизировать подготовку к занятиям.
• Обучение учителей использованию ИИ-инструментов, включая системы автоматизированного анализа данных, происходит в рамках партнерства с поставщиками оборудования.
2. Технологии Google for Education:
Одна из школ оснащена устройствами Chromebook и обучается работать с инструментами Google для создания Google Reference School. Это способствует автоматизации процессов обучения, индивидуализации подходов к учащимся и развитию навыков работы с технологиями.
3. STEM и робототехника:
• В кабинетах STEM и робототехники используются современные программируемые платформы, включая Arduino и Lego Education, а также оборудование для проектной работы, что позволяет учащимся изучать инженерные и научные принципы на практике.
• Такие технологии развивают у детей критическое мышление, навыки проектной работы и креативность.
Проект активно экспериментирует с внедрением технологий, предоставляя школам инструменты для апробации и совершенствования образовательного процесса. Даже в рамках ограниченных пилотных внедрений удалось показать значительный потенциал для масштабирования этих решений.
Стадия проекта
Действующее решение
Рынки и сферы применения
Образование
Ключевые достижения
До нашего проекта поставщики образовательных решений на рынке Казахстана. Не реализовали проекты на целую школу. Обычно закрывали только часть школы. Сейчас наш проект изменил подход работы поставщиков. Теперь могут закрывать всю школу и все кабинеты.
Наш проект повлиял на перевод образовательных материалов к оборудованию которое поставляется в школы Казахстана.
Измеримые_результаты
В 135 опорных школ поставлено 4665 кабинетов современной модификации, 37 учителей опорных школ стали призерами республиканских педагогических конкурсов, 219 учеников стали призерами республиканских и международных предметных конкурсов, 18 учащихся успешно прошли конкурсный отбор в НИШ.
По результатам независимого внешнего мониторинга знаний учащихся, проведенного в 79 сельских школах, качество знаний учащихся 4 классов повысилось на 16,4%, учащихся 8 классов - на 7,5%.
Подготовлены методические рекомендации «Механизмы поддержки сельских школ для повышения качества образования», присвоен ISBN.
Уникальность проекта
1. Системный подход:
• Проект охватывает все аспекты образовательного процесса: диагностику потребностей школ, обновление материальной базы, разработку индивидуальных планов развития и длительное методологическое сопровождение.
• В отличие от одноразовых инициатив, проект создает устойчивую модель улучшения качества образования, которая может быть масштабирована.
2. Интеграция инноваций:
• Оснащение школ современными STEM-лабораториями, кабинетами робототехники, керамическими мастерскими, телестудиями и другими ресурсами не только улучшает техническую базу, но и открывает возможности для межпредметной интеграции, творческого и проектного обучения.
• Использование технологий, таких как платформы на основе ИИ (например, Roqed) и инструменты Google for Education, делает процесс обучения более эффективным и персонализированным.
3. Ресурсные центры:
• Каждая опорная школа становится точкой роста для близлежащих малокомплектных школ, предоставляя им методологическую, материальную и кадровую поддержку. Это создает устойчивую экосистему образования в регионах.
4. Широкий охват:
• В рамках проекта модернизированы более 130 школ по всей стране. В результате обновлено свыше 6600 кабинетов, что делает его одним из крупнейших проектов в сфере образования.
5. Социальная значимость:
• Проект направлен на выравнивание образовательных возможностей между городскими и сельскими школами, что способствует социальной справедливости и укреплению потенциала сельских регионов.
6. Поддержка и партнерство:
• Уникальность проекта заключается в активном сотрудничестве с Министерством просвещения, ОФ «Қазақстан халқына» и АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», что обеспечивает высокое качество реализации и доверие со стороны образовательного сообщества.
Планы на будущее:
. Масштабирование проекта:
• Обновление объектов дополнительного образования: Мы планируем модернизировать инфраструктуру центров дополнительного образования по всей стране, чтобы обеспечить ученикам доступ к качественным внеурочным занятиям. Это шаг к созданию полного цикла обучения, охватывающего как школьное образование, так и развитие талантов, творческих и практических навыков.
• Создание единой образовательной экосистемы: Планируется интеграция опорных школ, малокомплектных школ и объектов дополнительного образования в единую сеть, где каждая составляющая дополняет другую. Такая система обеспечит преемственность, ресурсообеспеченность и равные возможности для всех учащихся.
2. Развитие цифровых технологий в образовании:
• Масштабирование Google for Education в Казахстане: Мы продолжим развитие инициативы Google Reference Schools, увеличив число школ, работающих на платформе Google for Education. Это не только автоматизирует процессы, но и обеспечит учащимся доступ к современным технологиям, повышая цифровую грамотность и готовность к вызовам будущего.
• Внедрение искусственного интеллекта: Планы включают расширение использования ИИ в образовательных процессах для создания персонализированных планов обучения, мониторинга успеваемости и поддержки учителей.
3. Расширение инициатив в области устойчивого развития (ESG):
• Мы видим большой потенциал в увеличении проектов, направленных на экологическое, социальное и управленческое развитие (ESG). Например, внедрение программ экологического образования, проекты по энергосбережению и использование «зеленых» технологий в школах. Это станет важной частью воспитания экологически ответственного поколения.
4. Международное сотрудничество:
• Мы стремимся укрепить партнерства с глобальными образовательными инициативами, такими как Google, UNESCO и UNICEF, чтобы привлекать инновации и передовые методики в казахстанскую образовательную систему.
5. Создание сети школ из 200 школ.
Партнеры или инвесторы
Фонд Казахстан Халкына, Назарбаев Интеллектуальные школы, Aitas Group, Министерство Просвещения, Beeline, KazZinc